Карта пути клиента — простые этапы разработки Если вы давно работаете на рынке, то первое, что нужно сделать — пообщаться с постоянными клиентами. Спросите, как они выбирали вас? Это общение поможет вам понять, какие каналы действительно являются важными и какая роль у каждого из них. Если вы делаете это впервые, вас ждет немало открытий.
Например, наш клиент, бизнес которого связан с поставкой сложного оборудования, совсем не уделял внимания специализированным форумам. Кто-то ему сказал, что "форумы умерли давно, настала эра SMM". Но, пообщавшись с клиентами, директор компании обнаружил, что форумы сформировали львиную долю доверия к его бизнесу. Специалисты на них общаются между собой очень тесно, именно тут получают первоначальные знания о брендах, качестве их продукции, проблемах с запчастями и ремонтами. В то время как в большинстве сегментов форумы действительно не работают, в технически сложных продуктах они до сих пор являются важнейшим каналом для получения знаний о продукции и о том, какой из поставщиков что из себя представляет. Итак, разрабатывая карту пути клиента, пройдите последовательно такие шаги:
- Составьте список клиентов, с которыми вы могли бы обсудить их "дорогу" к сотрудничеству с вами. Постарайтесь учесть разные типы клиентов: крупные и не очень, клиенты по разным видам продукции, работающие постоянно и время от времени.
- Включите в этот список контакты клиентов, с которыми вы проводили переговоры, но сотрудничество не состоялось. А также тех, кто стал по какой-то причине "бывшим" клиентом.
- Подготовьте список вопросов клиентам. Охватите разные этапы сотрудничества от знакомства с продуктом до покупки и обслуживания. Представьте, что вы пишете статью на тему: история отношений нашего бренда и клиента "Х". Где узнали? Как выбирали? Почему купили в первый раз? Что повлияло на решение работать постоянно или прекратить сотрудничество? И другие вопросы.
- Проведите интервью с клиентами из списка. Обычно это 20-30 человек, но может быть меньше или больше в зависимости от масштабов вашего бизнеса. Не бойтесь отказов, даже бывшие клиенты с радостью делятся своим мнением. А если вы скажете, что звоните по поручению директора компании (если это так и есть), то точно получите ответы на свои вопросы. Люди любят внимание.
- Проанализируйте интервью. Для удобства изучайте информацию в разрезе таких этапов:
- узнаваемость;
- интерес;
- первое касание;
- выбор;
- закупка;
- использование;
- обратная связь;
- рекомендации.
Для каждого этапа определите цели, которые двигали клиентом в данный момент, и точки касания с компанией. Найдите повторяющиеся ответы и ситуации (они точно будут). Именно эти совпадения и станут основой для customer journey map. Вы увидите, что каналы коммуникации, по которым пришли разные клиенты, у многих из них совпадают.
6. Оформите полученные результаты в таблице. Постарайтесь охватить весь путь клиента: от первой идеи покупки вашего продукта до последующего его использования, покупки запчастей, сопутствующих продаж. Вот пример результата: