PROCESSES – Процессы
Дальнейшее развитие рынка промышленных товаров шло по нарастающей: компании-производители стали предлагать не просто товар и его обслуживание, а выдавать клиенту готовые решения его проблем или задач. Такой подход нельзя реализовать без тщательно выстроенных процессов внутри бизнеса.
В качестве наглядного примера такой схемы можно привести программу финской Ruukki Spaces, предлагающей клиентам самостоятельно подобрать продукцию в соответствии с их запросами. Этот сервис позволяет реализовать любой строительный проект, начиная с проектных чертежей и заканчивая отделкой готового здания. Конфигуратор прост и удобен: после создания проекта вся информация поступает специалисту компании, который в течение суток свяжется с заказчиком и запустит проект в работу.
Стоит отметить, что это, пожалуй, идеальная схема работы. Воплотить ее наверняка хотели бы многие предприятия, однако далеко не у каждого есть для этого необходимые ресурсы. Слишком многое зависит от особенностей технологических линий, которым подчинены производственные процессы. К тому же им свойственны сбои и неисправности, а о сфере обслуживания и говорить нечего: настолько силен здесь человеческий фактор, что о четко работающей системе говорить не приходится. Многие российские компании пока еще находятся на такой стадии развития, которая говорит о первых шагах к формализации бизнес-процессов.
Среди производственных компаний среднего бизнеса в секторе b2b, с оборотом от 30 до 200 млн евро в год, можно выделить следующие категории:
- от 200 до 500 игроков данного сегмента рынка;
- от 30 до 50 успешных региональных участников;
- от 7 до 10 лидирующих предприятий федерального масштаба.
Если проанализировать их деятельность более тщательно, то станет очевидно, что оснащение производственными мощностями примерно одинаково во всех категориях. А нередко по техническому уровню лидеры даже отстают от аутсайдеров. Ведущие игроки выделяются другими параметрами: синонимом успешности становится правильно выстроенная связка «маркетинг+продажи+стратегия». Лидерские позиции занимают те, кто грамотно и четко выстроил бизнес-процессы, кто работает в различных сегментах и регионах и готов к активной конкуренции.
Если продукт имеет характеристики и качество, примерно схожее у всех участников рынка, то возникает закономерный вопрос: за счет чего можно выигрывать конкуренцию? Ответ лежит в более абстрактных областях: в игру вступают такие понятия, как сила бренда и уровень сервиса. Поскольку брендинг – тема для другого материала, то перейдем к рассмотрению сферы обслуживания.
Итак, из чего складывается сервис?
- Процесс работы с клиентом организован максимально удобно
- Запросы, поступающие от потребителей, оперативно обрабатываются
- Проектирование находится на высоком уровне
- Налажены логистические цепочки
- Продуманы сценарии разрешения конфликтных и непредвиденных ситуаций;
- Подготовлена база для консультирования и технической поддержки
- Предоставляется гарантийное и постгарантийное обслуживание и т.д.
Постепенно конкуренты начинают бороться за клиента на уровне не продукта, а сервиса.
Есть и такие рынки, где плодотворное производство сложного технологического продукта невозможно себе представить без партнерства второстепенных компаний, действующих независимо друг от друга. Так, создать автомобиль нельзя без комплектующих и компонентов. И если машину создает компания А, то подшипники к ней выпускает компания В, а ремнями безопасности занимается компания С. Согласитесь, что без тесного сотрудничества и понимания особенностей бизнес-процессов друг друга не было бы достойного результата. Так, те же автопроизводители разрабатывают продукты совместно с поставщиками деталей и комплектующих, проводят общие исследования и стратегическое планирование.
Если модель 4Р достаточно успешно работает в сфере продуктового маркетинга, то для маркетинга услуг более полноценной является расширенная формула 7Р. Именно в сервисе дополнительные три компонента играют особенно важную роль, во многом определяя качество обслуживания.